Главная Сделать стартовой Подписаться на RSS Контакты В закладки

Расследование крушения Ту-204 в «Домодедово»: летчики сажали самолет по карманному навигатору RU-NEWSS

Опубликовано : 30-08-2011, 18:15 | Категория: Новость дня
(голосов:0)
Расследование крушения Ту-204 в «Домодедово»: летчики сажали самолет по карманному навигатору


Авиакатастрофа вблизи аэропорта «Домодедово» произошла  22 марта 2010 года. Но только в минувший четверг наконец завершилось следствие и дело было передано в суд. Виновными в падении лайнера названы второй пилот Алексей Михайловский и командир экипажа Александр Косяков - причиной катастрофы оказались их неадекватные действия.

ЧП случилось ночью - в 2:35 самолет Ту-204 рухнул в лесополосу. К счастью, никто не погиб. Но все восемь членов экипажа получили травмы, и двое из них - тяжелые. Пассажиров в «тушке» не было.



Как выяснилось в ходе следствия, автопилот, который стал первопричиной неправильных действий пилотов, барахлил и прежде! За сутки до ЧП тот же экипаж летел из Москвы в Хургаду. На борту самолета находились 140 туристов. И когда лайнер заходил на посадку, у него отказал автопилот. Командир судна и второй пилот перешли на ручное управление, благополучно посадили машину и... никому ни слова не сказали об инциденте! Даже своим коллегам.



Тем же вечером самолет вылетел из Хургады в Москву. Полет проходил нормально, но при посадке вылезла прежняя проблема - ни с того ни с сего отключился автопилот.



На самом деле отказ автоматики проблемой не является - самолет можно посадить и в ручном режиме. Но о подобной ситуации надо было доложить наземному диспетчеру. Дело в том, что для посадки без автопилота должна быть хорошая видимость, а облака находиться не ниже 80 метров. Но погода в Москве той ночью выдалась ужасная - был сильный туман. Пилоты об этом прекрасно знали, но все же решили сажать самолет в «Домодедово».



- Я не считал возникшую ситуацию аварийной, - заявил следователям командир экипажа Косяков.



Между тем диспетчер аэропорта заметил на своем экране, что лайнер заходит на посадку мимо полосы.



Из переговоров диспетчера с пилотами:



Время 2.31



- Вы находитесь левее курса на 2000 метров.



- Поняли.



Время 2.33



- Вы левее курса на 400 метров.



- Поняли.



Время 2.34



- Вы левее на 200 метров.



- Поняли.



Время 2.35. Пилоты:



- Как сейчас по отношению к курсу?



- Вы огни взлетно-посадочной полосы видите? - задал встречный вопрос диспетчер.



Ответа не последовало. Через секунду самолет исчез с экрана.





















Экипажу лайнера чудом удалось уцелеть Фото: Олег Рукавицын Смотрите фоторепортаж: В Подмосковье упал самолет













Как выяснилось позже, после отказа автоматики второй пилот стал ориентироваться по вычислительной системе ВВС-85. Но правила запрещают ее использовать при посадке - она дает неточные данные и является вспомогательной. А когда диспетчер стал повторять, что они садятся мимо полосы, летчики начали сверять курс при помощи... карманного GPS-навигатора! При этом на борту было точное навигационное оборудование, которым пилоты не воспользовались.



- Я не думал, что ситуация критическая, - пояснил свой очередной промах командир экипажа.



Кстати, во время захода на посадку он передал управление самолетом своему помощнику, а сам вместе с бортинженером пытался отремонтировать автопилот, хотя это совершенно не в их компетенции!



В результате, занимаясь не своими делами, оба летчика просмотрели высоту снижения. Опомнились они, когда «тушка» уже начала задевать верхушки деревьев.



- Я был уверен, что самолет идет на посадку в автоматическом режиме - в этом меня заверил второй пилот, - пояснил диспетчер аэропорта. - Если бы я знал, что они садятся «вручную», я бы не дал им разрешения - погода не позволяла. Отправил бы на второй круг либо на запасной аэродром.





















Во время жесткой посадки Ту-204 в марте прошлого года на подлете к «Домодедово» пострадали 8 членов экипажа. Пассажиров на борту, к счастью, не было.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН













Однако Межгосударственный авиационный комитет их не подтвердил.



Расшифровка черных ящиков показала, что пилоты попросту... игнорировали сообщения наземного диспетчера и вводили его в заблуждение!



ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ





Стюардесса ушла через лес и молчком уехала на попутке



Сразу после падения самолета авиатехник Катасонов позвонил с мобильного во все аварийные службы «Домодедово», а потом вместе с бортпроводником Модиным бросился на помощь второму пилоту - они вытащили его из кабины. Стюардессы Лапина и Соболева увели его подальше от самолета и усадили на бревно в лесу (в тот момент салон дымился и пахло керосином). Командира экипажа извлечь не удалось - его сильно зажало обломками. После этого члены экипажа побежали к близлежащей трассе и объяснили подъехавшим спасателям, где искать самолет. И только после того, как из лайнера достали командира экипажа, всех пострадавших увезли в больницу.



В этот момент выяснилось, что не хватает еще одной стюардессы - Кудряшовой. Оказалось, что ее единственную при падении самолета выбросило из салона.



- Придя в себя, я обнаружила, что нахожусь по пояс в снегу, - позже пояснила она свое исчезновение. - Выбралась из сугроба и пошла в сторону автотрассы.



А там она остановила попутную машину и... уехала. В ближайшую поликлинику.



ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ



После расшифровки «черных ящиков» Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что:



1. Экипаж имеет низкий уровень профподготовки.



2. Кто чем должен заниматься, члены экипажа представляли слабо.



3. Правила полета и инструкции летчики игнорировали.



А автоматика, по мнению экспертов МАК, вышла из-строя «вследствие нестабильной работы радиовысотомеров на высотах, превышающих их рабочий диапазон».



ЛИЧНОЕ ДЕЛО



Александр Косяков, 33 года, - командир экипажа. Пилот 2-го класса. В 1999 году окончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации. Общий налет 5388. На Ту-204 - 1868 часов.



Алексей Михайловский, 36 лет, - второй пилот. Пилот 3-го класса. В 1999 году окончил Сызранское высшее военное училище летчиков. Общий налет - 1973 часа. На Ту-204 - 979 часов.



КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА





Александр АКИМЕНКОВ, летчик-испытатель:



«Пилотов готовят как попало»




- В принципе посадить самолет по GPC-навигатору вполне реально. Ведь его погрешность - три метра, а ширина взлетно-посадочной полосы - 60 метров. Но для такой посадки нужно быть хорошо обученным пилотом. Здесь же, вероятно, командир корабля был подготовлен неважно. Ну как можно в ходе полета пытаться починить автопилот?! Это делают только на земле и только инженеры. Проблема нашей авиации в том, что система подготовки пилотов фактически развалена. В нынешней структуре Росавиации, например, нет летно-методического отдела. А значит, нет и методистов, которые учат пилотов вести себя в экстренных ситуациях. Да, существует «Руководство по летной эксплуатации», где алгоритм поведения пилотов расписан. Но ведь нужны не инструкции, а конкретные навыки! Им же никто не учит. Хромает и подготовка пилотов. Пример: второй пилот летает рядом с командиром корабля. Если тот хочет, то учит напарника. Не хочет - не учит, не дает управлять. Вот и получается, что у второго пилота вроде налет огромный, а реальных навыков - почти никаких. И когда такой пилот сам садится за штурвал, жди беды. Чтобы таких аварий не случалось, нужно менять всю систему подготовки пилотов.



Подготовил Никита МИРОНОВ

Похожие новости
-->

Авто
В Беларуси 11 ноября возьмутся за авто без техосмотра
Казахстанские водители пересядут на малолитражки
Машину назвали в честь гонщика
Почти 1 млн автомобилей Ford и Lincoln могут иметь дефект рулевого управления
«Ламборгини Астерион» будет представлен на Парижском автосалоне — 2014
С пражских улиц исчезнут легендарные автобусы Karosa
Технологии
Польша может наложить вето на сокращение выбросов углекислого газа в ЕС

Польша может наложить вето на сокращение выбросов углекислого газа в ЕС

Премьер-министр Польши Ева Копач заявила, что её
От «Яблока» изрядно откусят

От «Яблока» изрядно откусят

Фирме Apple грозят миллиардные штрафы со стороны
BlackBerry Passport: успешное начало

BlackBerry Passport: успешное начало

На официальном сайте BlackBerry наблюдаются
«Боинг» разрабатывает систему космического такси

«Боинг» разрабатывает систему космического такси

Фирма «Боинг» во вторник заключила контракт с
Чехам придётся платить за Интернет-новости

Чехам придётся платить за Интернет-новости

Издательский дом «Экономия», которому принадлежит