Главная Сделать стартовой Подписаться на RSS Контакты В закладки

Немного о хамстве в музеях RU-NEWSS

Опубликовано : 24-10-2011, 12:13 | Категория: Новость дня
(голосов:0)
Немного о хамстве в музеях


Не всякое терпение можно считать большим достоинством – и любому терпению приходит конец. И как бы мне ни хотелось избежать исполненных пафоса цитат из классиков, я все же вспомню слова Гете: «Величайший божий дар - возмущаться всем дурным».



Я просто вынужден высказать возмущение частью «содержимого» любимого мною музея. Речь идет о сотрудниках, конкретнее – о смотрительницах залов.



Я на полных основаниях мог бы писать «мы», высказывая мнение 99% тех, с кем я когда-либо беседовал на данную тему, но во избежание неуважения хотя бы к одному проценту заблуждающихся я буду говорить лишь от своего имени.



Итак, я посещаю ваш музей с раннего детства, для меня он бесконечно дорог не только как коллекция изумительных произведений искусства, но и как место, где в отсутствие в городе замысловатой архитектуры, а также ввиду климата, непригодного для человеческой жизни, можно совершить прогулку, приятную для глаза и не опасную для здоровья. Я готов сносить то, что не в пример живописным произведениям большинство скульптурных – всего лишь копии; я готов терпеть школьные экскурсии (которые кроме шума и вирусов ничего не приносят); я готов маневрировать между теми посетителями, которые пришли в музей с продуктовыми сумками и идиотическими комментариями вслух. Я даже готов пережить ужасающее состояние туалетных комнат и то, что, придя в музей с хорошим настроением, я узнаю, что целый ряд главных залов постоянной экспозиции закрыты из-за того, что в нашем отечестве, чтобы повесить выставку, необходимо закрыть соседние залы за несколько недель до этого светлого момента. Но терпеть узаконенное уродство я не намерен, тем более я не намерен терпеть, когда это уродство еще и позволяет себе хамство.



Еще раз прибегну к цитате. Иосиф Бродский сформулировал великую истину: «эстетика – мать этики». Именно на свидание с этим святым «семейством» я и прихожу в музей. А дальше мы должны вспомнить такие понятия, как гармония и адекватность. То, что органично смотрится в залах, где сюжеты картин – струпья христианской Византии или ужасы Темного Средневековья, вносит страшную дисгармонию в залы античности, Возрождения и живописи эпохи барокко. Это теория, с которой не поспоришь. А теперь о практике.



Любой посетитель отечественного музея с детства знает, с каким остервенением, с какой поведенческой дикостью и душевной грубостью подлетает к любому из нас смотрительница того или иного зала (исключения, безусловно, существуют, но их – единицы), делая, как ей кажется, адекватное «замечание» (!?). Не было ни одного раза, когда я не стал бы свидетелем поведения, более подходящего надзирательнице женской колонии строгого режима, нежели сотруднице музея. В искусстве главное не только «что» сказать, но и «как»! Как высказать нечто так, чтобы не нарушить атмосферы.



Исходя из всех этих соображений, я не только предлагаю, но и требую: необходимо провести два мероприятия. Первое (этического свойства): жестко объяснить товарищам смотрительницам, что они не имеют права портить настроение посетителям (подробно расшифровывать не буду – все вполне очевидно). И второе. Я знаю, что бюджет музея ограничен, но нет смысла тратить миллионы на привоз или показ шедевра, если в одном метре от него, несчастного, живет и здравствует существо, которое по всем эстетическим параметрам ему противоречит.



Главное во взаимоотношении зрителя и произведения искусства – это впечатление. Так вот это впечатление уничтожается поведением и внешностью третьего элемента! Найдите деньги, чтобы в залы античного искусства поставить на работу тех, кто внешне более органичен идеальной форме и позитивной энергии скульптур – и принцип адекватности не будет так ущемлен, как сейчас. Например, можно принять на работу представителей интеллигентной и приветливой части молодежи (коих, кстати, я недавно наблюдал в залах античного искусства в Капитолийском музее). Лучше сэкономить на «выставке одной картины» из заграничного музея, но обеспечить все залы приличным персоналом.



То, как ведут себя смотрители музея – это оплеуха всему тому, что называется смыслом и красотой.



В конце концов — музеи созданы для нас, а не для того, чтобы нам били по рукам и, главное, по душе.



Вместе с тем, я хотел бы воспользоваться поводом и сказать о другой стороне проблемы, которая только убедит читателя в моей объективности. Я считаю вполне обоснованным и, более того, необходимым введение того, что называется фейс-контроль и дресс-код для посетителей. Меня всегда до крайности удивляло, почему, чтобы попасть в самый неприглядный и пошлый клуб (или, предположим, на презентацию примитивного продукта), необходимо выглядеть «комильфо», а для посещения храма искусства – как угодно?!



P.S.



Справедливости ради скажу, что в той или иной мере болезнь эта коснулась и других великолепных музеев: точно так же шипят на посетителей и гонят их в Третьяковской галерее и, страшно сказать, даже в «Эрмитаже»...



С надеждой на понимание.





 

Похожие новости
-->

Авто
В Беларуси 11 ноября возьмутся за авто без техосмотра
Казахстанские водители пересядут на малолитражки
Машину назвали в честь гонщика
Почти 1 млн автомобилей Ford и Lincoln могут иметь дефект рулевого управления
«Ламборгини Астерион» будет представлен на Парижском автосалоне — 2014
С пражских улиц исчезнут легендарные автобусы Karosa
Технологии
Польша может наложить вето на сокращение выбросов углекислого газа в ЕС

Польша может наложить вето на сокращение выбросов углекислого газа в ЕС

Премьер-министр Польши Ева Копач заявила, что её
От «Яблока» изрядно откусят

От «Яблока» изрядно откусят

Фирме Apple грозят миллиардные штрафы со стороны
BlackBerry Passport: успешное начало

BlackBerry Passport: успешное начало

На официальном сайте BlackBerry наблюдаются
«Боинг» разрабатывает систему космического такси

«Боинг» разрабатывает систему космического такси

Фирма «Боинг» во вторник заключила контракт с
Чехам придётся платить за Интернет-новости

Чехам придётся платить за Интернет-новости

Издательский дом «Экономия», которому принадлежит